| Наше издание продолжает публиковать инновационные подходы АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова по системам, непосредственно обеспечивающим безопасность движения. В прошлом интервью, опубликованном в 2023 году, автор сделал акцент на разработки, связанные с рельсовым транспортом Москвы (метро, МЦК МЦД). В сегодняшнем номере, посвященном работе вагонного комплекса Содружества, вагоноремонтных и вагоностроительных предприятий, автор статьи генеральный конструктор Павел Михайлович Тагиев анализирует влияние новых тормозных систем на надежность и безопасность грузовых вагонов.  АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова проводит большую работу по повышению межремонтных сроков выпускаемого оборудования, повышению надежности как вновь выпускаемых приборов, так и тормозных приборов, находящихся в эксплуатации. Кроме этого, специалисты нашего завода всегда с большой заинтересованностью берутся за решение нестандартных, сложных задач, связанных с обеспечением безопасности движения вновь строящегося специального подвижного состава. В результате чего появляются оригинальные технические решения, готовые к внедрению в эксплуатацию, гарантирующие высокую надежность изделия. Данная статья иллюстрирует то, как нам удается повысить надежность и эффективность тормозного оборудования грузового подвижного состава в эксплуатации, в том числе с помощью новой модификации воздухораспределителя «повышенной мощности» 483Д для длиннобазных и сочлененных вагонов-платформ. Проводя мониторинг состояния своей продукции в эксплуатации, наши специалисты пришли к выводу, что техническое состояние автотормозного оборудования зависит в первую очередь от качества проводимых видов ремонта, как плановых, так и внеплановых, и от качества используемых запасных частей и, главным образом, резинотехнических изделий (РТИ). В последнее время в рамках реформирования железнодорожного транспорта все вагоноремонтные предприятия и их депо уже перешли к частным владельцам (кроме АО «ВРК-1», которое является дочерним обществом ОАО «РЖД»). Ранее большая часть вагоноремонтных депо находилась в собственности дочерних компаний ОАО «РЖД» и на них распространялось распоряжение старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича № 862р от 4 апреля 2014 года, строго регламентирующее процедуру закупок автотормозного оборудования и запасных частей к нему. Сейчас действует только на предприятиях ОАО «РЖД». Новые собственники совершенно закономерно заинтересованы в получении максимальной прибыли и зачастую, к сожалению, пренебрегают качеством проводимого ремонта. В связи с разницей в ценах компании стремятся экономить на покупке оригинальных запчастей, все чаще отдавая предпочтение аналогам. При этом контроль качества ремонта становится недостаточным, а проверка подлинности запчастей – необязательной. В первую очередь это относится к резинотехническим изделиям (РТИ). Ранее это наблюдалось только в частных депо, которые производили до 30–40% общих объемов ремонта, но после продажи ВРК-2 и ВРК-3 более 80% депо находятся в частной собственности, и появление несогласованных с производителем, иными словами контрафактных, запасных частей в эксплуатации уже носит лавинообразный характер. Все эти негативные факторы, связанные с передачей депо новым владельцам, уже отразились на увеличении количества отказов в эксплуатации, снижении общего уровня безопасности движения. Прежде всего это негативно отразилось на качестве ремонта автотормозного оборудования, которое является гарантом безопасности движения. Если единичный отказ приводит к внеплановому отцепочному ремонту, то групповой отказ автотормозов в составе поезда может привести к более критическому событию, а именно к потенциальному проезду запрещающего сигнала из-за недостаточного тормозного нажатия. Как показывает анализ отказов технических средств в эксплуатации, который проводит ПКБ ЦВ – филиал ОАО «РЖД», в настоящее время большая часть отказов в эксплуатации приходится на отказы тормозного оборудования, в частности на отказ грузовых воздухораспределителей. Так, за 2024 год количество отказов тормозного оборудования на сети дорог достигло 13 357 случаев, что составляет 42% от общего количества отказов технических средств. При этом основная доля отказов тормозного оборудования приходится на отказы воздухораспределителей – 8895 случаев, или 66,6%. Надо сказать, что количество отказов гарантийных воздухораспределителей типа 483А, отнесенных за производителем АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова в 2024 составило всего 14 случаев, при этом, что немаловажно, отмечается положительная тенденция снижения данного показателя ежегодно в среднем на 15%. Производителем резинотехнических изделий для воздухораспределителя 483А, с которым у АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова заключен договор на передачу учтенных копий конструкторской документации на резинотехнические изделия и абонентское обслуживание указанной КД, в настоящее время является АО «Тульский завод резиновых технических изделий». Данное предприятие является официальным поставщиком, продукция которого допущена к применению в воздухораспределителях модельного ряда 483А, как при изготовлении нового прибора, так и при использовании ее при ремонте воздухораспределителей в условиях ремонтных предприятий. Необходимо отметить, что все комплектующие, входящие в состав воздухораспределителей модельного ряда 483А, включая резинотехнические изделия (РТИ), изготовленные АО «Тульский завод РТИ» по техническим условиям ТУ 2539-054-05766882-2014, поставляются потребителям исключительно через наше предприятие АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова. Таким образом, предприятие – изготовитель воздухораспределителей 483А гарантирует отгрузку только той продукции, которая допущена к применению.      На основании вышеизложенного, для предотвращения возникновения угроз в безопасности движения и повышения качества ремонта вагонов в целом предлагаем следующую модель решения данного вопроса: – по аналогии с вагоностроительными предприятиями ввести на вагоноремонтных предприятиях силами ИЦПВК (Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих»), за счет средств данных предприятий, пооперационный контроль технологии ремонта вагона, начиная с верификации закупленных запасных частей, контроль соблюдения технологии ремонта в процессе производства с поузловой приемкой вагона, что позволит исключить использование контрафакта и повысить качество ремонта и безопасность движения в целом; – не допускать на пути общего пользования вагоны, не прошедшие вышеописанную процедуру контроля. Кроме этого, в рамках выполнения решений Протокола заседания подкомитета ОПЖТ по эксплуатации Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу от 28.08.2024 № 4/КПЭ, раздел 3, п. 4.1, с целью повышения надежности и снижения количества случаев отказов воздухораспределителей ВР 483А-03 в эксплуатации АО МТЗ ТРАНСМАШ имени А.А. Егоренкова предлагает внести дополнения в «Критерии допуска грузового вагона на железнодорожные пути общего пользования инфраструктуры ОАО «РЖД» по техническому состоянию при выпуске из плановых видов ремонта» Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта № 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 8 июня 2016 г. № 1097, в части введения обязательного контроля инспекторами-приемщиками ЦВ процедуры верификации критически значимых (влияющих на безопасность движения) запасных частей, используемых для ремонта ВР 483А (в частности, РТИ), на предмет исключения возможного использования контрафактных/не допущенных разработчиком ВР 483А запасных частей. В последнее время в ремонтные предприятия начали массово поступать грузовые инновационные вагоны, изготовленные в 2015–2016 годах, имеющие межремонтный срок эксплуатации 8 лет, или 800 тыс. км пробега. При выпуске данных вагонов из ремонта на очередной межремонтный срок 8 лет со стороны инспекторов-приемщиков Управления вагонного хозяйства (ЦВ) возникает справедливый вопрос, как предприятие, проводившее ремонт, выпускает вагон на 8 лет, если при этом, в частности, назначенный срок РТИ для воздухораспределителей модельного ряда 483А составляет всего 7 лет (Декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д — RU.РА01.В.07149/24 от 17.01.2024 и ЕАЭС N RU Д — RU.РА09.В.25775/24 от 10.10.2024). В этой связи ремонтные предприятия обратились к АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова с просьбой решить данный вопрос.      АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова, совместно со специалистами АО «Тульский завод резиновых технических изделий» на очередном объединенном заседании Научно-технического совета «АСТО» и подкомитета по тормозам Комитета НП ОПЖТ по грузовому подвижному составу, которое состоялось 21 июня 2023 года, выступили с докладом. В совместном докладе АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова и АО «Тульский завод резиновых технических изделий» было предложено собравшимся для обсуждения наше консолидированное мнение о необходимости введения в технические условия 2539-054-05766882-2014 на РТИ параметра «назначенный срок службы – 8 лет». Данное предложение было одобрено собравшимися специалистами как обоснованное и крайне своевременное, позволяющее ремонтным предприятиям проводить плановый ремонт инновационных вагонов с межремонтным интервалом 8 лет, или 800 тыс. (1 млн) км пробега, включающий ремонт воздухораспределителей 483А-03 с использованием РТИ, изготовленных на АО «Тульский завод резиновых технических изделий». Данное предложение было обосновано и подтверждено прежде всего тем, что в Аккредитованном испытательном центре тормозного оборудования ОАО МТЗ ТРАНСМАШ (ныне АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова) в 2015 году были успешно проведены ресурсные испытания воздухораспределителей типа 483А с наложением температурного профиля (296 000 циклов торможение-отпуск). Кроме этого, в 2022 году была успешно завершена подконтрольная эксплуатация полувагонов, оборудованных воздухораспределителями 483А-03, после пробега в эксплуатации около 1 млн км, что было подтверждено при плановом осмотре и контроле технических параметров полувагонов с глухим кузовом модели 12-9869 на тележках 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс (Акт от 17.10.2022 года). Таким образом, в настоящее время в РФ существует единственный воздухораспределитель 483А-03, у которого официально подтвержден межремонтный интервал 8 лет, или 800 000 – 1 млн км пробега. В соответствии с вышесказанным АО «Тульский завод резиновых технических изделий» было выпущено извещение 057 66882-763.02-2023 об изменении ТУ 2539-054-05766882-2014 «Изделия резиновые уплотнительные для тормозных пневматических систем подвижного состава железных дорог», которое после согласования установленным порядком в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 24.01.2017 № 130р, со всеми причастными подразделениями ОАО «РЖД», было введено в действие 14.02.2025. На основании данного извещения об изменении были внесены соответствующие изменения в ТУ 2539-054-05766882-2014 в части установления назначенного срока службы резиновых технических изделий для воздухораспределителей модельного ряда 483А – 8 лет, и в настоящее время проводится работа по внесению соответствующих изменений в Руководство по эксплуатации «Воздухораспределитель типа 483А» 483А.000 РЭ. Как было отмечено ранее, специалисты АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова всегда с большой заинтересованностью берутся за решение нестандартных, сложных задач, связанных с обеспечением безопасности движения, вновь строящегося специального подвижного состава. В данном случае результатом работы было появление такого оригинального технического решения, как тормоз «повышенной мощности». Тормозом «повышенной мощности» мы назвали такую тормозную систему вагонов, в составе которой присутствует большой (суммарный) объем тормозных цилиндров и подводящих трубопроводов от воздухораспределителя. Существенной конструктивной особенностью воздухораспределителя 483А-03, установленного на всем парке грузовых вагонов, является зависимость времени наполнения тормозного цилиндра от его объема. Таким образом, в случае увеличения количества или объема наполняемых одним воздухораспределителем тормозных цилиндров и подводящего к ним трубопровода время их наполнения будет расти пропорционально и при определенном объеме приведет к превышению предельно допустимого значения времени наполнения тормозного цилиндра, определенного техническими условиями воздухораспределителя и ГОСТ 33724.1. Данный фактор при определенном стечении обстоятельств может привести к увеличению длины тормозных путей, а следовательно, к нарушению безопасности движения. На сегодняшний день данная функция воздухораспределителя позволяет обеспечить требуемое время наполнения (8–15 с) тормозных цилиндров и подводящих трубопроводов суммарным объемом около 16 л. Одним из способов повышения эффективности грузоперевозок является использование вагонов-платформ сочлененного типа. Они имеют высокую производительность за счет увеличения погонной нагрузки и увеличения грузоподъемности подвижного состава, тем самым повышая провозную способность, а также позволяют увеличить объем кузова вагона. Такая конструкция вагона позволяет сократить количество применяемого оборудования и снизить стоимость обслуживания в эксплуатации и ремонте, так как вместо четырех тележек используется три и два автосцепных устройства вместо четырех. Однако при этом усложняется конструкция тормозной системы, и вагоностроительные компании вынуждены устанавливать по два воздухораспределителя и два запасных резервуара на вагон. В конструкции сочлененных и современных длиннобазных вагонов применяется тормозная система с раздельным торможением тележек и стандартное тормозное оборудование. Одной из особенностей сочлененного вагона является существенная неравномерность загруженности средней и крайних тележек даже при симметричной загрузке вагона. У длиннобазных вагонов необходимость раздельного торможения тележек обусловлена несимметричностью нагрузки из-за различий в весе контейнеров. В связи с конструктивной особенностью воздухораспределителя 483А-03 и невыполнением требований ГОСТ 33724.1 в части наполнения большого объема тормозного цилиндра и подводящего трубопровода в сочлененном вагоне вагоностроители вынуждены устанавливать воздухораспределитель с запасным резервуаром в каждой секции вагона. Такая пневматическая схема имеет следующие недостатки: – разная характеристика наполнения тормозных цилиндров вагона; – большая длина воздухоподводящих трубопроводов от воздухораспределителя к тормозным цилиндрам, а также увеличение объема тормозных цилиндров в процессе эксплуатации за счет износа тормозных колодок; – усложнение конструкции и удорожание стоимости вагона за счет применения дополнительного оборудования; – снижение надежности тормозной системы вагона. С учетом растущего парка сочлененных вагонов и длиннобазных платформ появилась необходимость в разработке новой модификации воздухораспределителя типа 483А, обладающего новой качественной характеристикой, такой как независимость времени наполнения тормозного цилиндра от его объема. АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова приступило к разработке и проектированию нового воздухораспределителя 483Д, предназначенного для установки и эксплуатации на сочлененных вагонах и длиннобазных платформах.  Конструктивно новая модификация воздухораспределителя 483Д будет реализована посредством применения стандартного воздухораспределителя 483А-03 с установленным между камерой 295М и главной частью 270.023-1 новым компонентом – частью тормозной 483А.300. Данное решение позволит реализовать новый функционал воздухораспределителя и одновременно сохранить серийно выпускаемые главную часть 270.023-1 и магистральную часть 483А.010 без изменений, что позволит избежать пересортицы в эксплуатации и сохранит удобство при обслуживании. Применение новой модификации воздухораспределителя 483Д позволит добиться следующих преимуществ: – время наполнения тормозных цилиндров не зависит от их числа, объема и длины выхода штока, а ограничивается только объемом запасного резервуара; – снижение количества применяемого оборудования; – снижение стоимости вагона при изготовлении и обслуживании в эксплуатации; – повышение надежности тормозной системы вагона. Из дополнительных преимуществ следует выделить: – возможность изменения и сокращения регламентированного интервала времени наполнения тормозных цилиндров (такая необходимость может возникнуть для скоростных вагонов); – снижение продольных динамических усилий; – возможность включения в состав любого грузового поезда; – унификация присоединительных размеров с новым модифицированным воздухораспределителем 483А-03. Характеристики новой модификации воздухораспределителя 483Д соответствуют всем параметрам ГОСТ 33724.1, но за счет применения части тормозной 483А.300 качественно улучшен процесс наполнения тормозного цилиндра. Анализ результатов показал, что время наполнения тормозного цилиндра не зависит от его объема и остается одинаковым (в пределах 0,5 с) при его различном объеме и подводящего трубопровода. В перспективе полученные данные дают возможность задавать более узкий диапазон времени наполнения тормозных цилиндров, исходя из требований к подвижному составу (например, при необходимости можно обеспечить время наполнения тормозного цилиндра 8±1 с.). Также специалистами АО МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова были проведены стационарные испытания макетного образца новой модификации воздухораспределителя 483Д на вагон-платформе сочлененного типа. Конструктивно тормозная система испытуемого сочлененного вагона была реализована посредством одного воздухораспределителя и трех тормозных цилиндров, рассредоточенных по всей длине платформы. При данном компоновочном решении только объем подводящего трубопровода от воздухораспределителя до тормозного цилиндра составляет около 25 л. В ходе проведения испытаний автоматического тормоза вагона время наполнения тормозных цилиндров до значения 0,30-0,34 МПа составило от 20 до 29 с при применении типового воздухораспределителя 483А-03, в то время как при применении воздухораспределителя с макетным образцом части тормозной 483А.300 время наполнения тормозных цилиндров составило от 11 до 13 с, что полностью соответствует пункту 4.6 ГОСТ 34434 «время нарастания силы нажатия тормозных колодок до 95% максимального значения при выполнении экстренного торможения не должно превышать 15 с».      На основании полученных предварительных результатов испытаний макетного образца новой модификации воздухораспределителя 483Д можно сделать вывод, что его применение при эксплуатации на сочлененных вагонах и длиннобазных платформах позволит обеспечить безопасность движения, снизить продольно-динамические усилия, уменьшить стоимость жизненного цикла тормозного оборудования и в целом повысить качество перевозочного процесса. В данной статье дан четкий подход потребителям для обеспечения надежности и безопасности – закупать системы надо у разработчиков и правообладателей. Хотелось бы, чтобы это решение было услышано и государственными органами для обеспечения законности интересов разработчика и потребности покупателя, эксплуатирующего качественные системы в период действия гарантий производителя. Фото из фотобанка АО МТЗ ТРАНСМАШ имени А.А. Егоренкова Источник: http://eav.ru/ |