Любые скорости — по плечу

30 ноября 2021

В столице осталось не так много предприятий, которые работают в своих исторических стенах и имеют вековую историю.

Среди них — АО МТЗ ТРАНСМАШ (ранее — Московский тормозной завод), которому в этом году исполнилось 100 лет. Все эти годы на предприятии создавались и создаются тормозные системы для железнодорожного транспорта и метрополитена. Завод постоянно рос, строился, обновлял технологии и оборудование, создавал новые приборы. И сегодня АО МТЗ ТРАНСМАШ играет важную роль в поддержании высокого технического уровня подвижного состава железнодорожного транспорта.




ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ

Московский тормозной завод был основан в 1921 году в вихре набиравшей обороты индустриализации, которая нуждалась в развитии сети железных дорог. А они, в свою очередь, – в подвижном составе, и в том числе в тормозных системах.

Поскольку до этого в стране не было собственного производства тормозных систем для вагонов, то первые годы работы предприятие выпускало автоматические воздушные тормоза фирмы Westinghouse – практически единственного на тот момент производителя тормозных приборов в мире. Причём за право производить американские тормоза советское правительство ежегодно выплачивало по два миллиона рублей золотом.

Однако уже в 1923 году МТЗ отказался от производства тормозов Westinghouse. Говоря о рождении отечественного тормозостроения, нельзя не упомянуть его основоположников, выдающихся конструкторов Ф.П. Казанцева и И.К. Матросова. Воплощая в практику их идеи, специалисты Московского тормозного завода создали целую гамму новых приборов для железных дорог и метрополитена: воздухораспределители, краны машинистов и др.

Так началась история отечественного тормозостроения.

Со временем Московский тормозной завод стал одним из ведущих машиностроительных предприятий, а железные дороги страны полностью перешли на отечественные тормозные приборы.

В годы Великой Отечественной войны завод, как и многие другие предприятия, выпускал помимо основной продукции боеприпасы и усовершенствованные тормоза для санитарных поездов, что повышало безопасность перевозки раненых.

После Победы на Московском тормозном заводе начался процесс полного технического перевооружения и модернизации цехов с внедрением нового высокопроизводительного оборудования, средств механизации и автоматизации производства. В 1951 году на предприятии были созданы специальное конструкторское бюро тормозостроения, мощная научно-исследовательская и опытно-конструкторская база, которые позволили предприятию стать лидером в освоении и выпуске более эффективного тормозного оборудования. Это автостоп непрерывного действия, воздухораспределитель грузового типа, воздухораспределитель для пассажирских поездов, тормозные системы для метрополитена, краны машиниста и т.д.

Разработки советского периода получили широкое признание за рубежом.

Стойкие к экстремальным погодным условиям и неприхотливые к рельефу местности, надёжные тормозные приборы МТЗ до сих пор эксплуатируются на железных дорогах в более чем 30 странах Западной и Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе и в странах СНГ.

В годы реформ, в 1990-е, завод не только с минимальными потерями преодолел жесточайший социальноэволюционный отбор, сопровождавший фундаментальные геополитические преобразования, но и сохранил уникальную базовую специализацию и костяк коллектива.


В ТРЕНДЕ – ЦИФРОВИЗАЦИЯ

За последнее двадцатилетие коллектив разработал и внедрил в эксплуатацию более 240 новых приборов. Все эти тормозные системы для железнодорожного транспорта и метрополитена отвечают международным стандартам качества IS0 TS 22163 и ISO 9001. Продукция защищена российскими и международными патентами.

Линейка тормозного оборудования, выпускаемая заводом, весьма широка.

Все изделия предназначены для применения при температуре от –60°С до +60°С. Предприятие разрабатывает и производит тормозное оборудование для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, скоростных и высокоскоростных поездов, а также для подвижного состава метрополитена.

К сегодняшнему дню оборудованием производства АО МТЗ ТРАНСМАШ оснащены более 1 млн 400 тыс. грузовых, около 40 тыс. пассажирских вагонов и свыше 55 тыс. локомотивов.

Талантливыми конструкторами Московского завода когда-то был разработан первый отечественный тормозной прибор для эпохи паровозов. А сегодня, век спустя, на предприятии готовятся к испытаниям новейшей системы управления тормозами для беспилотного электропоезда «Ласточка».

Этим успехам АО МТЗ ТРАНСМАШ во многом обязано специальному конструкторскому бюро тормозостроения (СКБТ), плодотворной деятельности которого уже 70 лет. Реализации планов развития также способствует сотрудничество с ключевыми российскими партнёрами: ООО «Уральские локомотивы», Новочеркасским электровозостроительным заводом, АО УК «БМЗ», АО «Трансмашхолдинг», АО «ВНИИЖТ», АО «ВНИКТИ», РУТ и многими другими.

Важной программой действий для разработки и проектирования новой техники стала пятилетняя стратегия развития предприятия, утверждённая советом директоров в 2018 году. Особенно это касается таких сегментов, как «Инновационные конструкции», «Инновационные технологии», «Инновации в области IT», «Инновационные решения цифровой железной дороги» и многое другое. Документ состоит из смелых планов на внедрение инновационных процессов и лучших мировых практик, включая обучение и развитие персонала. Цель стратегии – проектирование и реализация перспективных разработок новых тормозных систем с максимальной автоматизацией, уменьшением себестоимости изделий и затрат на их обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.

Сегодня на предприятии в тренде – цифровизация всех процессов. Завод стал использовать цифровые технологии, что во многом позволило расширить номенклатуру (до более 5 тыс. наименований) инновационных автоматизированных тормозных систем для любого типа подвижного состава железных дорог и метрополитена.

Планируется наращивать функции тормозных и других систем за счёт более широкого применения цифровизации управления и диагностики, применения искусственного интеллекта. А пневматическая составляющая должна выполнять только силовую и резервную функции, иметь предельно простую конструкцию, что повысит её надёжность и в резервном режиме позволит довести состав или локомотив до ближайшей станции или депо с ограничением скорости движения.

Комплексное решение этих задач потребовало создания на АО МТЗ ТРАНСМАШ развитого интернет-сервиса. В стеснённых условиях промышленной площадки на улице Лесной проектируется и поэтапно внедряется промышленный интернет, позволяющий повысить фондоотдачу за счёт большей синхронизации в единой цифровой среде территориально разделённых процессов, проходящих на разных стадиях производственного цикла, внутриплощадочной логистики, а также удалённого онлайн-взаимодействия с клиентами и контрагентами. Внедрение современных интерактивных технологий, мобильных приложений ускорит и повысит качество обработки заказов, поставки продукции и её сервисного обслуживания.

Использование интернет-сервиса позволит обеспечить сокращение затрат на рассмотрение заявок и обработку заказов, уменьшение неточностей и ошибок, повышение эффективности взаимодействия между подразделениями, сокращение сроков продвижения инновационной продукции, рост конкурентоспособности предприятия, реализацию «Стратегии экспорта продукции железнодорожного машиностроения».

Внедрение «цифровых двойников» сложных наукоёмких изделий облегчит их сервисное обслуживание, ремонт и замену.

ПЕРЕШЛИ НА ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ

Необходимо отметить, что применение современных микропроцессорных средств управления и контроля позволяет реализовать в тормозных системах грузового скоростного движения функции, которые в недалёком прошлом только обсуждались, а в настоящее время реализуются на практике.

Так, совместно с АО «ВНИИЖТ» и ООО «Уральские локомотивы» заводские конструкторы принимают активное участие в разработке технических требований к электропоезду ЭС2Г четвёртого уровня автоматизации и его тормозной системе, требующих значительных изменений конструкции существующего тормозного оборудования.

Новые тормозные цифровые системы располагают возможностью наращивания функций тормозной системы за счёт открытой системы микропроцессорных средств управления и диагностики и интеграции с любой цифровой системой сбора информации ОАО «РЖД», а также возможностью работы в системах автоведения без машиниста, выполняют основные функции электронной системой.

Для выполнения всех требований необходимо было разработать новый кран машиниста и блок тормозного оборудования с дистанционным управлением и функциями самодиагностики. Это новые и усовершенствованные блоки пневматического оборудования, экстренного торможения, регуляторы положения кузова, тормозные индикаторы.

На состоявшейся в августе этого года выставке «РRО//Движение. Экспо» тормозное и пневматическое оборудование электропоезда ЭС2Г со степенью автоматизации GoA4 МЭК 62290 и блоки тормозного оборудования БТО111Н для высокоскоростных платформ модели 13-6733 со скоростью движения до 160 км/ч получили высокую оценку специалистов.

МТЗ ТРАНСМАШ разработана система «ИСКРА.160». Её использование в грузовом скоростном подвижном составе требует выполнения ряда условий. Локомотив, который будет использоваться в скоростном грузовом поезде, может быть как пассажирским (вес поезда ограничивается в соответствии с мощностью локомотива и оснащён штатным ЭПТ), так и грузовым с конструкционной скоростью 160 км/ч. Также по желанию заказчика вагон или платформа могут оснащаться информационным дисплеем, противоюзной защитой, цифровым датчиком температуры букс, спутниковым навигатором и другими цифровыми электронными системами.

К числу наиболее крупных разработок начала 2020-х годов можно отнести:
— тормозное оборудование для скоростной контейнерной платформы до 160 км/ч;
— тормозное оборудование для двухэтажного пассажирского вагона с пневмоподвешиванием;
— кран машиниста 140, блок тормозного оборудования 011, блок стояночного тормоза 018;
— модифицированный блок тормозного оборудования 040-02 электровозов UTY для Узбекистана;
— блок тормозного оборудования 055;
— тормозную систему для рельсового автобуса РА-3 производства АО «Метровагонмаш»;
— стенд испытаний тормозной системы для проекта МЕТРО 2020 производства АО «Метровагонмаш»;
— системы, оптимизирующие бизнес-процессы разработки, проектирования, испытаний, производства, эксплуатации: FRACAS1 и RAMS2;
— стенд проверки для пассажирского двухэтажного вагона 2020 производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод»;
— тормозную систему для пассажирских вагонов индийской железной дороги (инициативная разработка);
— систему управления тормозами беспилотного электропоезда ЭС2Г для МЦК по стандарту GoA4;
— тормозную систему для маневрового тепловоза — роботизированный тяговый локомотивный комплекс производства ООО «2050»;
— тормозную систему для пассажирских электровозов ЭП4, ЭП5, ЭП40 производства ООО «ПК «НЭВЗ»;
— тормозную систему для маневрового тепловоза производства General Electric;
— тормозную систему для специального самоходного подвижного состава;
— тормозную систему для магистрального тепловоза по нормам UIC для стран Ближнего Востока и другие разработки.

ПО ЗАКАЗУ МЕТРОПОЛИТЕНА

О темпах освоения производства и внедрения новой техники красноречиво говорит такая разработка АО МТЗ ТРАНСМАШ. В предельно сжатые сроки было создано оборудование для нового вагона метрополитена, отвечающего самым современным техническим требованиям. При создании новой системы управления тормозами модели 81-775/776/777 конструкторы предприятия руководствовались теми же критериями надёжности, функциональности, автоматизации систем, которые уже прочно вошли в практику производства инновационных вагонов для железных дорог и метрополитена.

Эксплуатация подвижного состава на метрополитене в условиях ограниченного пространства накладывает определённые требования к работе устройств и механизмов вагона. Тормозное оборудование вагона имеет значительные отличия от того, что эксплуатируется на сети ОАО «РЖД». Заключаются эти отличия в большем количестве циклов торможения и отпуска за равные промежутки времени, а также в особых требованиях к габаритным размерам ввиду ограниченности мест под установку оборудования и зоны обслуживания тормозного оборудования. Свои особенности есть и при возникновении нештатных ситуаций, когда персонал находится внутри подвижного состава, а приборы управления — в подвагонном пространстве.

По заказу КБ «Городской транспорт» компании ОП ООО «ТМХ Инжиниринг» АО МТЗ ТРАНСМАШ в кратчайшие сроки разработало тормозное оборудование для нового вагона метрополитена, которое отвечает последним техническим требованиям, предъявляемым к мотор-вагонному подвижному составу (МВПС) метрополитена. Конструкторам завода в 2019 году удалось быстро создать тормозную систему, которая по многим параметрам не уступает современным аналогам. Система обладает автономным автоматическим пневматическим тормозом, работающим независимо от автоматического электропневматического тормоза (на метрополитене он называется «петля безопасности») и позволяющим машинисту управлять давлением в тормозной магистрали и, следовательно, в тормозных цилиндрах в любой момент времени, за счёт чего повышается надёжность и живучесть системы.

В вагоне есть также многоступенчатый электропневматический тормоз, обеспечивающий комфортные условия для пассажиров (при остановке и начале движения состава). Автоматическое дистанционное отключение «петли безопасности» на каждом вагоне позволяет из кабины машиниста выпустить воздух из тормозных цилиндров отдельного вагона или всего состава при нештатной ситуации.

Конструкция воздухораспределителя выполнена на новой элементной базе, при этом исключены резиновые диафрагмы, что, в свою очередь, повышает надёжность прибора. Высокоточное электронное авторежимное регулирование с пневматическим резервированием способствует более точному прицельному торможению в автоматическом режиме управления.

К ещё одному преимуществу следует отнести наличие дополнительного прибора безопасности, пневматическую стоп-кнопку с диагностикой состояния, которая позволяет машинисту оперативно при-менить экстренное пневматическое торможение. Были также учтены все современные требования к ремонтопригодности и эргономике. Конструкция крана машиниста обеспечивает ручное управление разобщительными кранами, что, в свою очередь, исключило применение дистанционных штанг в кабине машиниста. Немаловажно и то, что расширенная диагностика тормозной системы позволяет системе управления обнаруживать предотказные состояния оборудования.

Поддержание качества выпускаемой продукции невозможно без системного менеджмента и чётко структурированной организации работы персонала по его обеспечению. В АО МТЗ ТРАНСМАШ внедрена информационная система (ИС) нормативно-технической документации «Техэксперт» с ежемесячным обновлением. В данной ИС находятся тексты всех межгосударственных и национальных стандартов, объявленные в указателе национальных стандартов, рекомендаций по стандартизации, СниП, СанПиН и др. Для внутренней документации на предприятии функционирует корпоративный портал, где организован доступ к оперативной информации и документам.

Отношение к качеству организации производственного процесса и выпускаемой продукции на заводе сродни отношению к сохранению человеческой жизни. Ведь каждое своевременное сжатие тормозных колодок 10 000-тонного железного гиганта — это сохранённые люди, техника, репутация железнодорожного транспорта.

Поэтому на АО МТЗ ТРАНСМАШ ежегодно создаются комплексные программы повышения качества и надёжности разрабатываемых и выпускаемых изделий тормозного оборудования, а также планы работ по поддержанию функционирования и совершенствования системы менеджмента. Это влияет на повышение результативности работы.

Для повышения надёжности своей продукции АО МТЗ ТРАНСМАШ тесно сотрудничает с производителями подвижного состава и эксплуатирующими организациями. В рамках этого сотрудничества организуется мониторинг работоспособности тормозных систем в эксплуатирующих организациях с выездом специалистов предприятия.

В процессе мониторинга ведётся сбор статистических данных, анализ массива полученной информации, на основании которого при необходимости разрабатываются корректирующие действия.

В адрес компании поступает информация от машиностроительных предприятий, локомотивных и вагонных депо, проводится мониторинг данных системы ОАО «РЖД» КАСАНТ, в которой регистрируются все эксплуатационные отказы технических средств на сети железных дорог РФ.

Для осуществления особо точных и сложных измерений на заводе функционирует лаборатория линейно-угловых измерений, которая оснащена современной измерительной техникой, такой как трёхкоординатная измерительная машина фирмы «Вензель», профилометр фирмы «Мар», микроскопы, видеомикроскоп MMI-300, высотомер «Garant 44-53-50.600», оптиметры, универсальный образцовый измерительный инструмент российского производства и ведущих мировых производителей измерительной техники.

С 2017 года на базе АО МТЗ ТРАНСМАШ аккредитован испыта-тельный центр тормозного оборудования, оснащённый современным испытательным оборудованием, компетентным персоналом и безупречной системой контроля.

Благодаря постоянному совершенствованию системы менеджмента АО МТЗ ТРАНСМАШ является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества.

ЛЮДИ РЕШАЮТ ВСЁ

Вероятно, успехи тормозостроителей были бы менее значительными, если бы их руководители не уделяли особого внимания выполнению разработанной заводом «Стратегии активного кадрового развития предприятия». Она нацелена на модернизацию системы развития и оценки компетенции сотрудников компании; разработку программ карьерного и профессионального роста, квалификационных «лифтов»; сотрудничество с высшими и средними профессиональными учебными заведениями; применение лучших мировых практик непрерывного образования работников; повышение вовлечённости персонала в инновационный процесс, создание результатов интеллектуальной деятельности.

Сегодня на заводе работают более тысячи человек, 70% которых имеют высшее и среднее профессиональное образование. Высокий уровень профессиональной компетентности персонала поддерживается за счёт предприятия системой постоянного обучения и повышения квалификации на основе реализации плана обучения, подготовки и повышения квалификации персонала.

АО МТЗ ТРАНСМАШ имеет на своей территории медицинский пункт, спортивный зал. Одним из ключевых факторов векового стабильного развития предприятия стали его многолетние, не прерывавшиеся даже в самые сложные времена традиции. Это квалифицированное медицинское обслуживание работников и их лечебно-восстановительный отдых, организация детского отдыха для детей сотрудников в оздоровительных лагерях. Заводчанам предоставляется частичная компенсация стоимости санаторно-курортного лечения, оказывается материальная помощь при вступлении в брак, рождении детей. При успешном обучении в общеобразовательных учреждениях работникам завода, призванным и вернувшимся на завод с военной службы, также выплачивается материальная помощь. Ежегодно в День отечественного тормозостроения (17 ноября) коллектив чествует юбиляров (по стажу работы, возрасту), им вручаются подарки, премии. И это далеко не все традиции завода.

В результате последние 20 лет были очень урожайными для МТЗ на награды за успехи в профессиональной деятельности и за активную жизненную позицию. Вот лишь некоторые из поощрений:
— Почётная грамота ОАО «РЖД» за большой вклад в развитие и обеспечение устойчивой работы ОАО «РЖД»;
— Благодарность мэра Москвы за внимание и постоянную заботу о ветеранах, защитниках тыла, сохранение традиций, за активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 70-летию битвы за Москву;
— Благодарность коллективу АО МТЗ ТРАНСМАШ от Совета ветеранов центра социального назначения сил оперативного реагирования за милосердие, активное участие в социальных программах, оказанную благотворительную финансовую помощь.

Московский тормозной завод — постоянный победитель отраслевых конкурсов, престижных выставочных мероприятий международного масштаба. Предприятие регулярно участвует в главных профильных выставках (InnoTrans в Берлине, ЭКСПО — 1520 в Щербинке и IREE в Дели), где его продукция неизменно вызывает огромный интерес зарубежных железнодорожных компаний. На последнем Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO// Движение. Экспо» — 2021 предприятию был вручён диплом лауреата конкурса лучших инновационных разработок Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» в номинации «Лучший инновационный проект — вагоны и путевые машины» за проект «Тормозное оборудование для двухэтажного пассажирского вагона с пневмоподвешиванием».

Если говорить о перспективах завода, то в целом за четырёхлетний (2018–2022 годы) плановый период реализации Стратегии развития АО МТЗ ТРАНСМАШ при плане продаж продукции 29,5 млрд рублей прогнозные показатели его Инвестиционной программы достигнут следующих показателей:
— модернизация производства — 638 млн рублей;
— обеспечение гарантийных ремонтов — 165 млн рублей;
— выполнение перспективных НИОКР — 382 млн рублей;
— реализация IT-проектов — 20 млн рублей;
— целевой ориентир выручки 2022 года — 5,9 млрд рублей.

Интенсивная подготовка и переподготовка кадров, инновационная деятельность и цифровизация позволяют АО МТЗ ТРАНСМАШ активнее взаимодействовать с ОАО «РЖД» на условиях технологического партнёрства в инновационном проекте «цифровой железной дороги». Он предусматривает повышение скорости пассажирских поездов до 200–250 км/ч, увеличение веса грузовых поездов до 80–100 тыс. кН, а их скорости — до 100–120 км/ч (рефрижераторных и контейнерных — до 140 км/ч) и реализовывать свою часть проекта — создание безупречных тормозных систем.

«Московский тормозной завод справится с любой скоростью», — уверен Николай Егоренков, генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ. Эта фраза, пожалуй, отражает суть харизматичного характера завода, его девиз на следующее столетие.

Огромный опыт отечественного тормозостроения, высокий профессионализм коллектива и постоянное повышение квалификации специалистов, грамотный подход к решению возникающих проблем, безусловно, обеспечат заводу все условия для дальнейшего развития производства современных тормозных систем и продвижения их на отечественные и зарубежные рынки.





Вернуться в Архив новостей