Автор:
Испытания проводились на сети железных дорог по указанию Министерства путей сообщения №М-437у и в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Программа испытаний была подготовлена специалистами Главного управления вагонного хозяйства МПС России. В сентябре 2002г. на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Горьковской и Приволжской железных дорогах рабочие группы специалистов по тормозам (Департамента вагонного хозяйства, НТЦ «Вагон-Тормоз», служб дорог, ПКБ ЦВ, ОАО МТЗ ТРАНСМАШ) провели по утвержденной методике контрольные проверки работы воздухораспределителей 483А на вагонах поездов, обращающихся в замкнутых грузовых маршрутах. Выполнялись полные опробования тормозов по Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, демонтаж с вагонов осмотренных поездов по два нормально работающих воздухораспределителя и определение их характеристик на типовом пневматическом стенде автоконтрольного пункта (АКП) вагонного депо. Лишь на одном вагоне-хоппере замкнутого грузового маршрута Южно-Уральской железной дороги выявлен самопроизвольный отпуск тормоза после ступени торможения (через 150 с при норме не менее 300 с). В АКП определена причина – несанкционированное вскрытие неизвестными лицами узла клапана мягкости с повреждением диафрагмы 483А-007 магистральной части 483А.010-01 (№18649, изготовлена 09.2001г.) Все шестнадцать железных дорог дали положительные отзывы о работе в эксплуатации нового прибора. В октябре 2002г. Департамент вагонного хозяйства утвердил Акт приемочной комиссии и решение о начале серийного производства воздухораспределителей 483А. Вместе с тем, специалисты Департамента в январе 2003г. рекомендовали провести дополнительные исследования магистральных частей 483А.010-01 воздухораспределителя 483А на дорогах Сибири и Дальнего Востока. Ставилась задача проверить работоспособность воздухораспределителей при низких температурах после ремонта в условиях линейного АКП, а также на практике оценить технологичность ремонта клапана мягкости с учетом его конструктивного решения. В соответствии с программой испытаний, утвержденной Департаментом вагонного хозяйства, на Восточно-Сибирской, Красноярской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской дорогах с вагонов эксплуатационного парка были демонтированы и переданы в АКП вагонного депо «Вихаревка» Восточно-Сибирской железной дороги 81 магистральная часть производства 2001года. При входном контроле на пневматическом стенде установлено соответствие их технических характеристик требованиям Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов. Профилактический ремонт в АКП этих магистральных частей выполнялся согласно требованиям руководства по ремонту Р008ПКБЦВ-2001РК воздухораспределителей 483 и 483М. По всем позициям технологии ремонта была предусмотрена возможность использования запасных частей, поставленных ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. Работниками АКП отмечена простота конструктивного решения клапана мягкости магистральной части 483.010-01, по сравнению с применяемым в воздухораспределителях типа 483.Узел также более удобен для ремонта и сборки. Руководство по ремонту воздухораспределителя 483А разработано совместно ОАО МТЗ ТРАНСМАШ и ПКБ ЦВ. Оно откорректировано по замечаниям Департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» и в декабре 2003г. направлено для окончательного утверждения. Однако до настоящего времени этот документ на железные дороги не поступил. Следует иметь в виду, что в настоящее время на подвижном составе сети дорог эксплуатируется около 150 тыс. воздухораспределителей 483А, которые уже поступают с вагонами эксплуатационного парка в плановый ремонт. Дополнительно к прошедшим профилактический ремонт, в адрес АКП депо «Вихаревка» переданы магистральные части 483А.010-01 производства 2002 года, которые не были в эксплуатации. Их характеристики также проверены на пневматическом стенде АКП и УКВР-2. Отмечена нестабильность действия устройства УКВР-2, это вызывает необходимость повторных переборок приборов, дополнительных эксплуатационных расходов. Корпуса всех подготовленных к испытаниям магистральных частей размечены краской, на них установлены металлические бирки АКП («А326») и пломбы НТЦ «Вагон-Тормоз». В марте 2003г. эти магистральные части – всего 122 шт., установлены на грузовые вагоны новой постройки (собственность Братского алюминиевого комбината).Вагоны сформированы в три грузовых маршрута постоянного обращения на участках железных дорог Новый Порт – Братск – Ванино. За прошедший двухлетний период эксплуатации на вагонах этих маршрутов замечаний по работе воздухораспределителей 483А (магистральная часть 483А.010-01) не поступало. От служб вагонного, локомотивного хозяйств, отдельных вагонных и локомотивных депо железных дорог Дальнего Востока и Сибири (Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Западно-Сибирской ) и др. получены положительные отзывы. Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы и предложения: — конструктивное решение воздухораспределителя модели 483А, поставляемого вагоностроительной и локомотивной промышленности, железным дорогам России, странам СНГ и Балтии, обеспечивает устойчивую работоспособность при эксплуатации на подвижном составе в гарантийные сроки по Техническим условиям; — воздухораспределители модели 483А, отремонтированные линейным автоконтрольным пунктом, при обеспечении поставок запасных частей от завода-изготовителя приборов, отвечают всем требованиям Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-ЦЛ-945 при эксплуатации до следующего планового деповского ремонта вагонов; — департаменту вагонного хозяйства ОАО «РЖД» необходимо ускорить передачу ремонтным предприятиям сети железных дорог Руководства по ремонту воздухораспределителя модели 483А. Статья опубликована в Приложении к журналу «Локомив» «Вагоны и вагонное хозяйство», № 2, 2 квартал 2005 г. |